fiatvan.ru

Зарегистрирован:
9 лет 7 месяцев назад
Индекс цитирования

Компания «Несте Санкт-Петербург» работает в Петербурге с 1990 года. За это время построено 26 АЗС (в том числе 4 — автоматические). Компания первой в России в прошлом году ввела в эксплуатацию автоматические станции А24. Инвестиции в Петербурге и Ленинградской области за 11 лет составили около $100 млн. По данным коммерческой информационно-аналитической службы «Купол», доля Neste на городском рынке нефтепродуктов составляет 15%. С июля прошлого года компанию «Несте Санкт-Петербург»

возглавил Арво Руотсалайнен.

В Финляндии Neste является основным производителем нефтепродуктов. После слияния в 1998 году двух финских компаний Neste Oy и IVO Oy был создан энергетический концерн «Фортум», которому принадлежит крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод в Порвоо. Neste является лидером на розничном топливном рынке Финляндии (около 30% по высокооктановым бензинам и 45% по дизельному топливу).Рентабельность топливного бизнеса в Петербурге снижается. Количество

АЗС растет быстрее, чем потребление бензина.

Найти хорошие места для строительства новых станций становится все сложнее.

«Колёса»: Г-н Руотсалайнен, какие должности в компании Neste Вы занимали раньше и в каких странах работали?

А. Р: Я работаю в компании Neste с 1988 года. Сначала я был региональным менеджером в Восточной Финляндии, затем занимался развитием концепции Quick shop на АЗС Neste. С 1995 года работал директором розничных продаж в Латвии, а позднее отвечал за бизнес во всех странах Балтии. В июле прошлого года я назначен директором розничных продаж «Несте Санкт-Петербург», а в январе стал президентом компании. Для корпоративной стратегии Neste характерна такая ротация топ-менеджеров.

«Колёса»: В чем, на Ваш взгляд, состоят отличия в ведении бизнеса в России и в других европейских странах? Использует ли компания в своей деятельности опыт российских конкурентов?

А. Р: Вести бизнес в России не сложнее, чем в Прибалтике. Но это несколько другая работа. Рынок в странах Балтии ближе к европейскому. Но там есть своя специфика. Это три разные страны — три языка, три культуры, три законодательства. В России больше бюрократической работы. Но в компании существует концепция — адаптировать свой бизнес к местным условиям страны, где мы развиваемся, и к ее законодательству. Рынок в Санкт-Петербурге компактный, здесь компанию уже хорошо знают. Конечно, мы следим за конкурентами, изучаем их опыт. Мы также изучаем мнения и отзывы наших клиентов. Я считаю, что топливный бизнес в Петербурге становится все более и более цивилизованным.

«Колёса»: Насколько высока рентабельность топливного бизнеса в России по сравнению с Финляндией и странами Балтии? Каковы планы у компании по строительству новых АЗС (в том числе и А24) на текущий год?

А. Р: Рентабельность топливного бизнеса в Петербурге снижается. Количество АЗС растет быстрее, чем потребление бензина. Найти хорошие места для строительства новых станций становится все сложнее. Я думаю, что в Петербурге осталось от 50 до 100 привлекательных участков, и эта оценка зависит от перспективы. Иногда после изучения мы отказываемся от места. К тому же земля стоит дорого. Инвестиции здесь в настоящий момент в 1.5 раза выше, чем в Финляндии, но в последнее время они стали ближе к европейскому уровню. Стоимость строительства АЗС с полным сервисом без учета отчислений на развитие городской инфраструктуры составляет примерно $1 млн. Автоматическая станция А24 обходится дешевле — $600 тыс. Чтобы станция была рентабельной, суточная прокачка топлива на ней должна быть не менее 15 тыс. литров. А здесь многое зависит от адреса. Окупаемость проектов — около 7 лет, в зависимости от конъюнктуры. Мы стараемся уменьшать расходы на строительство АЗС: ищем российских поставщиков материалов, строителей. Но стандарты качества у нас жесткие. Пока рентабельность бизнеса в Петербурге все-таки несколько выше, чем в Финляндии. В этом году мы планируем построить 4 -5 АЗС (в том числе и А24), инвестировав в эту программу $4 — 5 млн. Доля рынка Neste (около 15%) сохранится.

«Колёса»: Будет ли совершенствоваться в этом году система расчетов по магнитным картам? В частности, планируется ли авторизация в режиме on-linе?

А. Р: Мы планируем ввести обслуживание по магнитным картам в режиме on-linе. Сейчас решаем технические вопросы. Для этого требуется отличная связь.

«Колёса»: Стоимость топлива на АЗС Neste в Санкт-Петербурге выше среднерозничных цен по городу. При этом Neste продает преимущественно российский, а не свой бензин с нефтеперерабатывающего завода в Порвоо. Чем обусловлена такая ценовая политика компании? На какую группу автомобилистов (с точки зрения их доходов) ориентированы АЗС и сервис (магазины, мойки) Neste?

А. Р: Качество топлива играет существенную роль в его цене. Мы предъявляем серьезные требования к поставщикам и соблюдаем свои стандарты на всех этапах: закупки, транспортировки, хранения. Российские нефтеперерабатывающие заводы производят разное по качеству топливо, и очень небольшая его часть соответствует жестким спецификациям Neste. На нашем терминале в Ломоносове в него добавляются присадки Futura, разработанные в лаборатории в Порвоо. Мы постоянно сотрудничаем с этой лабораторией, регулярно тестируем топливо, стараясь добиться оптимального результата действия присадок. Сейчас завозить бензин из Финляндии с нашего завода в Порвоо обойдется гораздо дороже, чем закупать в России. Я считаю, что топливо не имеет родины. Не так важно, где перерабатывают нефть, — важно качество.

Среди наших клиентов преобладают владельцы иномарок, но вообще приезжают автомобилисты на самых разных машинах. Это люди, которые знают качество нашего топлива и сервиса.

«Колёса»: Расскажите, пожалуйста, о корпоративных стандартах Neste. Как Вы строите отношения с подчиненными, возникают ли проблемы в общении из-за различия национального менталитета финнов и русских?

А. Р: Важным корпоративным стандартом Neste является экология, охрана окружающей среды. Мы стремимся, чтобы природа была чище. В любой стране, как я уже говорил, мы соблюдаем законодательство.

Что касается внутрикорпоративных стандартов, то у каждого работника есть четкие должностные инструкции, которые он обязан выполнять. Он может принимать решения в рамках своей ответственности. Я всегда выслушиваю мнения людей, считаю важным проведение дискуссий перед принятием решения. В коллективе есть сотрудники, которые работают уже 10 лет, но среди топ-менеджеров есть и новые люди. В основном это российские граждане.

Финны, которые проработали в России какое-то время, получили «русские инъекции». Мы понимаем, что надо адаптироваться к местным условиям. Это позволяет более эффективно работать. Я ощущаю заметную разницу в культуре. Здесь в коллективе гораздо сильнее дружеские связи, есть общие увлечения, совместно отмечаются праздники. В Финляндии у людей больше индивидуализма.

«Колёса»: Как часто в последние месяцы Вы бываете дома? Расскажите, пожалуйста, немного о семье и о Ваших хобби?

А. Р: Сейчас я живу в Петербурге, редко бываю в Финляндии. В прошлом году ездил домой два — три раза в месяц. Семья живет в Хельсинки. Возможно, в дальнейшем она приедет в Петербург. Я адаптировался в России. Для меня не так важно, чтобы родственники были все время рядом. Я постепенно знакомлюсь с русской культурой. Но работа занимает много времени — 11-12 часов в день.

Раньше я увлекался спортивным ориентированием. Люблю кататься на велосипеде, на лыжах, играть в теннис. Отпуск я обычно провожу в Финляндии. У меня есть дом в деревне в Восточной Финляндии. Встречаюсь с родственниками. Осенью езжу в Лапландию, там иногда охочусь.

«Колёса»: Автомобили каких марок Вы предпочитаете? Какой у Вас сейчас автомобиль?

А. Р: В Петербурге у меня служебный Volvo S80. Дома — Opel Zafira. Мне интересно ездить по городу. Такого опыта управления автомобилем у меня раньше не было. Это почти ужасно. Но я стараюсь не нарушать правила. Раньше у меня были VW Passat, Fiat, Renault. Вообще мне больше нравятся немецкие машины. Кстати, в Финляндии мало Mercedes-Benz и BMW. Для финнов, которые приезжают в Петербург, большое количество таких машин становится сюрпризом.

Текст: Александр ЗаводовФото: Роман Останин